Безусловная вина при привлечении к субсидиарной ответственности

Презумпция играют огромную роль при распределении бремени доказывания и при определении, какие признаки необходимо доказывать заявителю, а какие должен доказывать ответчик. О.С. Иоффе писал, что «презумпция возлагает на сторону бремя доказывания именно тех обстоятельств, которые ей в первую очередь могут быть известны»[1].

В Законе о банкротстве предусмотрен ряд правовых презумпций относительно статуса контролирующего должника лица (ст. 61.10), привлечения к субсидиарной ответственности  за невозможность полного погашения требований кредиторов (ст. 61.11), за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника (ст. 61.12)[2].

Презумпции облегчают процесс доказывания заявителем обстоятельств,  входящих в предмет доказывания по основаниям привлечения к субсидиарной ответственности.

Согласно <Письму> ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-18/16148@ “О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ”  все презумпции, предусмотренные пунктом 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве, предназначены для облегчения доказывания одного основания привлечения к субсидиарной ответственности, то есть для прямого вывода о том, что именно действия (бездействие) КДЛ повлекли невозможность полного погашения требований кредиторов.

Однако, данные правовые презумпции появились не так давно. Заявителям было крайне тяжело доказать всю совокупность обстоятельств, входящих в предмет доказывания по общегражданской ответственности, а именно:

  • статус контролирующего должника лица у ответчика;
  • негативные последствия;
  • причинно-следственная связь действия/бездействия КДЛ с этими последствиями;
  • размер субсидиарной ответственности; 
  • вина.

 Только Федеральным закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям” были внесены правовые презумпции в п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве в следующей формулировке:

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;

документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

Данной редакцией закона были введены презумпции причинной связи между деянием контролирующих лиц и банкротством должника, а также вины контролирующего должника лица. Следовательно, бремя опровержения наличия причинно-следственной связи и вины стало возлагаться на привлекаемое лицо.

В предшествующих редакциях  Закона о банкротстве была сформулирована норма о привлечении к субсидиарной ответственности при доказанности заявителем факта вины и причинно-следственной связи.  Процент удовлетворительных решений был крайне низок, ввиду сложности доказывания заявителем всей совокупности обстоятельств.

Установленные презумпции являются опровержимыми, что означает следующее: при обращении в суд с заявлением о привлечении руководителя должника к субсидиарной ответственности в порядке пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве указанные обстоятельства не должны доказываться конкурсным управляющим/кредитором (они предполагаются), но они могут быть опровергнуты соответствующими доказательствами и обоснованиями ответчиком, то есть тем лицом, которое привлекается к субсидиарной ответственности.

Таким образом, Закон о банкротстве однозначно указывает на то, что в случае совершения сделок, причинивших вред кредиторам / непередаче документов вина контролирующего лица и причинно-следственная связь  презюмируется.

Аналогичная ответственность контролирующего должника лица была установлена редакцией ФЗ от 29.07.2017 N 266-ФЗ (п. 2 ст. 61.11, ст. 61.12  Закона о банкротстве).

Согласно п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 №53 “О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве” при доказанности обстоятельств, составляющих основания опровержимых презумпций доведения до банкротства, закрепленные в пункте 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве, предполагается, что именно действия (бездействие) контролирующего лица явились необходимой причиной объективного банкротства.

Презумпция в отношении статуса контролирующего должника лица была введена только Федеральным законом  от 29.07.2017 N 266-ФЗ.

До 29.07.2017 г. в ст. 2 Закона о банкротстве был определён термин  «контролирующее должника лицо», перечислены частные случаи, в которых  контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, руководитель должника.

Согласно п. 4 ст. 61.10 Закона о банкротстве в редакции от 29.07.2017 г. пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом, если это лицо:

1) являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии;

2) имело право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника;

3) извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, указанных в пункте 1 статьи 53.1 ГК РФ.

Опровержение наличия статуса контролирующего должника лица возлагается на ответчика по делу.

Интересно обратить внимание на пп.2 нормы где указано, что презумпция в отношении обществ с ограниченной ответственности применяется при обладании 50 и более процентами. Однако, в судебной практике суды применяют данному презумпцию и к учредителям с долей равной 50%.

Правовые презумпции были введены законодателем для упрощения доказывания заявителем оснований привлечения к субсидиарной ответственности. В целях сохранения баланса интересов сторон вводимые законодателем правовые презумпции постоянно развиваются и видоизменяются.

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) “О несостоятельности (банкротстве)” (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2019);
  2. Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям” (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018);
  3. Федеральный закон от 29.07.2017 N 266-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”;
  4. “Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 03.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019);
  5. <Письмо> ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-18/16148@ “О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ”.

Оставить комментарий