Банкротство ради выживания

Приблизительно каждая третья американская компания, которая однажды обанкротилась, выживает и продолжает работать после реорганизации. Для России это единичные случаи. Из-за чего это происходит?

Российские законы – Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” (127 -ФЗ по состоянию на 26/10/2002) предоставляет определенные возможности для выживания, реорганизации и дальнейшей работы компании. Однако в большинстве случаев он предназначен только для различных заинтересованных групп, желающих извлечь выгоду от краха компании.

Хотя закон обязывает директора организации предупредить владельцев компании (статья 30 127-ФЗ) и суд о предстоящих проблемах в компании, на практике это происходит, когда проблемы слишком серьезны и процедура банкротства нацелена не на сохранение компании, а на распределение имущества среди кредиторов.

Уголовная ответственность предусматривается за незаконные действия в случае банкротства, т.е. при неразглашении информации о имуществе, а также о неразглашении или искажение учетных записей, отражающие фактическую экономическую деятельность (статья 195 Уголовного кодекса РФ). Тем не менее, это не всегда весомый аргумент – руководители предпочитают ждать как можно дольше, таким образом, не оставляя возможности для выживания компании до начала банкротства или на ранней стадии банкротства.

Банкротство, как инструмент выживания для компании, основано на математических и экономических расчетах. Эта процедура может и должна использоваться, когда заинтересованные стороны могут получить выгоду в результате. Репутация владельцев, их кредитная история, важные контракты, связанные с компанией, сеть надежных партнеров, лицензий или разрешений, которые трудно получить, в данном случае, намного важнее, чем материальная выгода. Все эти факторы могут рассматриваться как обоснованные аргументы для принятия мер спасения тонущей компании, банкротство которой уничтожит все бизнес-процессы.

Если руководителю такой компании не удастся установить дружелюбные отношения с кредиторами, то он скорее сам будет инициатором процедуры банкротства. В частности, чтобы избежать возможных обвинений на наличие преднамеренного или фиктивного банкротства, за которое могут привлечь к уголовной ответственности (статья 196 и 197 УК РФ).

Первый этап банкротства это введение внешнего надзора. С этого времени руководящим лицом компании будет временный управляющий. Кандидат на эту должность выдвигается партией, которая обращается в суд. То есть либо кредиторами, либо организацией, либо индивидуальным предпринимателем в долгах. Итог процедуры банкротства в основном зависит от человека приемника, принимает он меры для восстановления компании или для ее ликвидирования с пропорциональным удовлетворением требований кредиторов в соответствии с приоритетным порядком.

В ходе процедуры банкротства компания имеет возможность на каждом этапе заключить дружеское соглашение с кредиторами, согласно которому они могут согласиться с графиком реструктуризации компании и новыми условиями для погашения задолженности. Наиболее важным вопросом является согласование с основными пунктами контракта, так как дружеское соглашение, утвержденное большинством кредиторов, будет объединять всех других кредиторов (статья 150). Это еще одна хорошая возможность для реструктуризации и спасения компании. В дружеское соглашение должен быть закреплен следующий принцип – то, что хорошо для компании, хорошо для кредиторов.

Однако на практике не все процедуры банкротства следуют такому принципу. Закон направлен, прежде всего, на сохранение компании или просто на решение о справедливом распределении имущества компании среди кредиторов. Но русские хорошо известны как самая предпринимательская нация, особенно, толкованием закона в свою пользу. Есть много вариантов манипуляции законом – это могут быть попытки присвоить постановления заочного голосования, которое не ярко выражено в 127-ФЗ, в целях принятия необходимых решений в комитете кредиторов или проведения повторных встреч с более низким кворумом или фальсификацией кворума и принудительной покупкой большинства требований кредиторов и т.д.

В соответствии с законом, не только владелец компании может инициировать процедуру банкротства, но также и кредитор, чьи права требований подтверждается государственными органами превышать 100 тысяч рублей (статья 6 и 33). В российской практике этот инструмент часто используется в качестве козыря в отношении руководителя компании, так как банкротство включает в себя не только финансовые, но и репутационные риски.

Давайте представим, что второстепенная сторона контракта (например, поставщик стационарного производства) обращается в суд с требованием о признании компании X банкротом. Цель у кредитора вполне рациональная – получить свои деньги назад. Однако на практике эта сторона контракта может спровоцировать настоящий кризис в компании; другие кредиторы, когда они узнают о возможном банкротстве, могут также предъявить свои требования компании, поставщик может отказаться продлить срок оплаты, клиенты перейдут к конкурентам. Все эти факторы практически парализуют компанию.

Там могут быть другие кредиторы, цели которых не взыскать долг, а получить контроль над предприятием. Даже в ходе процедуры банкротства единственным органом управления на самом деле является комитет кредиторов, который принимает решение о судьбе компании. Все оперативные решения и сделки будут приняты с одобрения комитета или с учетом его направлений. Принимая кредит, продажу актива, приобретение оборудования – все эти операции должны быть разрешены приемником, который в свою очередь подчинен комитету кредиторов. Комитет имеет право в любое время принять решение о прекращении полномочий, увольнении приемника и назначении кандидата.

Приемник может, в частности – по требованию кредиторов оспаривать даже те сделки, которые были заключены задолго до возбуждения дела о банкротстве, то есть приемник ОАО “Сахарный завод Лабинский” может оспорить договоры залога имущества должника, которые были заключены в течение 3 лет до даты признания завода банкротом.
В России процедура банкротства для спасения компании обычно используется только тогда, когда градообразующие компании или предприятия, тесно связанные с исполнением государственных заказов, подвергаются банкротству.

Заметьте, что места в совете кредиторов распределяются пропорционально сумме предъявленных и подтвержденных денежных требований, находящихся в собственности кредитора. Фирмы – налетчики, скупающие долги компании, часто используют это правило, чтобы иметь возможность навязывать собственные решения в компании. В таком случае руководство компании может быть заинтересовано в том, чтобы перейти к заключительной стадии банкротства как можно скорее, то есть к процессу прекращения деятельности.

Если банкротство на стадии процесса прекращения деятельности компании, то оперативная деятельность компании прекращается. С этого момента больше не начисляются проценты и неустойки на все имеющиеся обязательства. Выполняется полный аудит имущества и поиск кредиторов (иногда невозможно понять из доступных учетных записей кому и сколько компания должна). Информация о признании компании банкротом подлежит публикации в средствах массовой информации. Приемник созывает общее собрание кредиторов, на котором должен быть определен порядок распределения имущества компании.

Порядок выплат при банкротстве

Требования кредиторов удовлетворяются следующим образом. Прежде всего, должно быть выплачено вознаграждение приемника и плата за требования отдельных лиц по отношению к которым должник несет ответственность за травмы или ущерб для здоровья, а также выходное пособие, трудовые компенсации работникам и уплата пошлин авторам интеллектуальной собственности. Третьим приоритетом являются расчеты с другими кредиторами. Требования кредиторов делятся на гарантированные и негарантированные залогом. Первые имеют преимущественное право на более высокие суммы компенсации от имущества должника в залог. Оценка имущества предприятия осуществляет приемник с помощью чиновников и оплаты их услуг от собственности должника. Приемник организует торги по продажи имущества должника. В настоящее время обязанность организовать торги через уполномоченные электронные системы возлагается на приемников, как еще один шаг в борьбе против мошенников, продающих ценное имущество компании по пренебрежимо низким ценам.

Банкротство является неприятной процедурой, исход которого во многом зависит от свободной воли заинтересованных сторон. В российских условиях они пытаются придерживаться ст. 127 -ФЗ, чтобы сохранить компанию, только если предметом банкротства является градообразующее предприятие или бизнес, тесно связанный с выполнением важного государственного заказа. Более редкое явление это любовь владельца, который лелеет свою компанию как ребенок, и хотел бы сохранить ее любой ценой. Тем не менее, большинство владельцев компаний, сталкивающихся с финансовыми проблемами, следуют различным тактикам – извлечь для себя выгоду как можно скорее, таким образом, пренебрегая интересами кредиторов, как и интересами правительства.