Светлана ГЛАЗКОВА, Кризис эксперт, сайт “Антикризисное управление в России” (http://aku.h1.ru), по материалам тезисов г-на Файншмидта, начальника отдела ФСФО России
Государственное регулирование процессов банкротства в Канаде
В связи с тем, что наш основной партнер по Содружеству государств Россия в лице своего органа – Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству – считает канадскую модель наиболее интересной и подходящей для российской экономики, остановимся на характеристике этой модели несколько подробнее.
Главной целью государственного регулирования сферы банкротства в Канаде является повышение инвестиционной привлекательности канадской экономики путем создания и обеспечения действенности системы восстановления производительных активов предприятий-банкротов, реабилитации должников, предотвращения мошенничества при банкротстве и ведения необходимой статистики и реестров.
Функционирование системы обеспечивается совместными усилиями государственного органа Канады по банкротству, судов и частных лицензированных управляющих дел по несостоятельности (аналог наших антикризисных управляющих, в Канаде называемых “трасти” – с ударением на последнем слоге).
Государственный орган Канады по банкротству. Историческая справка
В 1923 г. для судебного надзора над процедурами реализации имущества несостоятельных должников и для подготовки судебного решения об объявлении несостоятельного должника банкротом согласно Закону “О банкротстве” были образованы должности официальных ресиверов, назначаемых Федеральным правительством и являющихся должностными лицами суда.
С течением времени в простейших, неконфликтных случаях банкротства физических лиц официальным ресиверам было предоставлено право, оформлять такие банкротства от имени суда во внесудебном порядке.
В 1932 г. для обеспечения на всей территории страны единообразного и точного исполнения Закона о банкротстве была образована должность Суперинтенданта по банкротству, назначаемого Федеральным правительством и возглавляющего Службу Суперинтенданта по банкротству (ССБ). В 1967 г. все официальные ресиверы были введены в штат Службы Суперинтенданта по банкротству, которая с тех пор является единственным государственным органом по банкротству Канады. ССБ осуществляет как предписанные Суперинтенданту Законом надзорные, нормотворческие и прочие функции и полномочия по обеспечению соответствия всей канадской системы банкротства Закону, так и функции и полномочия официальных ресиверов, главными из которых являются внесудебное оформление подавляющего большинства банкротств в стране и контроль деятельности лицензированных управляющих.
Задачи и функции службы Суперинтенданта по банкротству (ССБ)
Имея установленный Законом о банкротстве и несостоятельности мандат “управлять и контролировать ведения всех дел, на которые распространяется действие настоящего Закона”, ССБ обеспечивает соответствие Закону осуществление всех действий и процедур несостоятельности и банкротства в стране. Эта служба создает и постоянно совершенствует нормативную базу процедур несостоятельности, своевременно отражающую перемены в экономической и финансовой жизни страны.
Важная задача ССБ – обеспечивать активную работу всех частных участников процедур несостоятельности и банкротства (должника, кредиторов, лицензированного управляющего) в эффективном управлении и распоряжении имуществом должника.
Обеспечивая гармоничность действий трех составных частей системы регулирования экономической несостоятельности предприятий Канады, т.е. сообщества управляющих, судов и самой ССБ, эта служба активно содействует повышению доверия со стороны инвесторов путем предоставления необходимой информации деловому сектору страны.
Функции ССБ, перечисленные ниже, очерчивают круг компетенции этого государственного органа:
1. Осуществление программы мониторинга (надзора) действий всех участников дел о несостоятельности. В первую очередь, конечно, мониторингу подвергаются лицензированные управляющие. Однако равным образом проверяется деятельность должников и кредиторов. Мониторинг осуществляется как по жалобам, так и по инициативе самой ССБ: на выборочной основе, на определенной территории и т.д.
2. Осуществление программы интервенции (вмешательства) в дела банкротства и несостоятельности всякий раз, когда надзор выявляет отклонение процедуры от Закона. Вмешательство может иметь форму указания нарушителю со стороны сотрудника ССБ, а может иметь форму возбуждения дела в суде или выступления стороной в судебном заседании, или настояния на организации судом специального заседания.
3. Разработка изменений и дополнений в Закон о банкротстве и несостоятельности. Причем делается это постоянно, поскольку согласно канадскому законодательству Закон о банкротстве должен пересматриваться каждые 5 лет (или чаще, если потребуют обстоятельства).
4. Разработка обязательных для исполнения лицензированными управляющими правил, инструкций, форм и прочих нормативных документов.
5. Сбор, анализ и публикация статистики дел о несостоятельности и банкротстве в стране и в разных провинциях.
6. Предоставление по запросам информации в отношении любого лица (физического или юридического) о том, подвергалось ли это лицо процедурам банкротства, когда и с каким результатом.
7. Регистрация заявлений участников процедур. Исследования отчетов о поступлениях и расходах средств в ходе осуществления процедур и выработка по этим отчетам заключений. Выдача сертификатов о начале процедуры.
8. Исследование финансового состояния должника. Ведение в качестве председателя собрания кредиторов.
Все эти функции определены Законом, каждая имеет свой статус.
Структура и штат ССБ
Суперинтендант имеет двух заместителей, возглавляющих два главных подразделения ССБ: заместитель по оперативной работе, которому подчинено соответствующее оперативное подразделение центрального аппарата ССБ и 14 региональных подразделений ССБ, и Заместитель по специальным программам деятельности ССБ, стандартам и нормативным документам (правилам и инструкциям). Кроме того, в структуре ССБ имеется подразделение делового и финансового развития ССБ и подразделение консультирования. Штат ССБ – 250 человек (вместе с региональными подразделениями), в том числе 70 человек – в центральном аппарате.
При Суперинтенданте имеется исполнительный комитет, возглавляемый Суперинтендантом и включающий в себя руководителей всех подразделений ССБ.
При Суперинтенданте также создан Консультативный Совет, членами которого являются представители промышленности, банков, университетов. Консультативный Совет призван вырабатывать рекомендации относительно стратегических направлений и планов деятельности ССБ.
По специальному соглашению между Суперинтендантом по банкротству и Канадской ассоциацией практиков по банкротству в 1984 г. был образован Объединенный Комитет по Банкротству (ОКБ) с целью оказания консультативной помощи Суперинтенданту. Секретариатом ОКБ разрабатывается значительное число проектов нормативных документов Суперинтенданта (правил, инструкций), обязательных для исполнения лицензированными управляющими, официальными ресиверами, инспекторами и другими участниками процедур несостоятельности.
Система финансирования ССБ
ССБ финансируется из Федерального бюджета Канады, и размер бюджета ССБ каждый финансовый год определяется Правительством. Вместе с тем можно сказать, что источником финансирования СБ является деятельность самого этого учреждения.
Во-первых, согласно Закону о банкротстве и несостоятельности, с каждой суммы, вырученной управляющим по банкротству за проданное имущество банкрота, взимается определенная доля на финансирование деятельности ССБ. Эта доля составляет 5% с первой тысячи долларов выручки и 1,5% с суммы, превышающей тысячу долларов. В 1996-1997 финансовом году величина этих сборов составила 9,9 млн долл.
Во-вторых, каждый раз, когда кто-либо (должник, кредитор) обращается к официальному ресиверу с заявлением о возбуждении той или иной процедуры несостоятельности, инициатор обращения платит регистрационный взнос. Размер взноса определяется характером процедуры: за потребительское предложение – 50 долл., за банкротство – 70 долл., за коммерческую реорганизацию – 150 долл. Эти взносы также предназначены на финансирование деятельности ССБ и в 1999 году сумма их составила 5,4 млн долл.
В-третьих, любое лицо может обратиться в ССБ за справкой относительно любого другого лица, не подвергалось ли оно в прошлом процедуре несостоятельности. Сведения эти конфиденциальными не являются, и за выдачу каждой такой справки в пользу ССБ взимается 8 долл. В нынешнем году это составило 0,8 млн долл. (100000 справок).
В-четвертых, каждый претендент на получение лицензии управляющего по банкротству платит в пользу ССБ 300 долларов. Лицензии подлежат ежегодному продлению, что также стоит 400 долларов. Всего в 1999 году за лицензирование управляющих по банкротству в пользу ССБ было отчислено 0,4 млн. В 1996-1997 финансовом году ССБ заработало 16,5 млн долларов. Однако, средства эти пошли не непосредственно ССБ, а в Федеральный бюджет, откуда из них в ССБ поступило 16,3 млн долларов (таким был определен бюджет ССБ на тот год).
Специальное Оперативное Учреждение Правительства Канады
Согласно Канадскому законодательству некоторые правительственные ведомства, которые способны сами зарабатывать средства на свою деятельность и существование, могут быть коммерциализированы (т.е., по советской терминологии, переведены на полную самоокупаемость и хозрасчет) путем придания им статуса Специального Оперативного Учреждения (СОУ) Правительства Канады. Такой статус не отменяет принадлежность ведомства к федеральным органам исполнительной власти и никак не сказывается на управленческих, надзорных, контрольных, нормотворческих, лицензионных и иных правомочиях и функциях этого правительственного органа. К настоящему времени статус СОУ уже получили 12 ведомств Федерального Правительства Канады.
Было принято решение о придания статуса СОУ и Службе Суперинтенданта по банкротству. Для ССБ это означает, с одной стороны, большую свободу в расходовании средств (все заработанные ССБ деньги теперь направляются на ее нужды непосредственно, а не через федеральный бюджет), а, с другой, – большую финансовую открытость, ответственность и нацеленность на работу с клиентами, каковыми в данном случае являются участники процедур несостоятельности. На полный переход ССБ на статус СОУ было отведено 3 года. Начался этот переход осенью 1997 г. и в 2000 году должен быть завершен. Помимо прочего, имея статус СОУ, ССБ сможет заказывать сторонним коммерческим организациям (на тендерной основе) выполнение некоторых работ, для ССБ необходимых (например, консультирование участников процедур несостоятельности), но не профильных.