Упрощенная процедура банкротства граждан — отказ от фин. управляющих

ЦБ РФ не против введения упрощенной процедуры банкротства граждан, но считает, что ее нужно доработать, чтобы защитить интересы кредиторов и предотвратить преднамеренные банкротства. Как сообщил «Интерфаксу» источник в одном из профильных ведомств, свою позицию Банк России изложил в отзыве на соответствующий законопроект Минэкономразвития. Ранее против отказа от обязательных услуг арбитражного управляющего выступил Минюст.

Как сообщалось ранее, Минэкономразвития доработало поправки в закон, прописывающие упрощенную процедуру банкротства граждан. Ею смогут воспользоваться граждане, чей долг составляет от 50 тыс. до 900 тыс. рублей, в том числе индивидуальные предприниматели (ИП), что было запрещено в прошлой версии поправок.

Банк России в целом поддерживает предложение ввести упрощенную процедуру банкротства для граждан в тяжелом финансовом положении при обеспечении баланса интересов заемщиков и кредиторов, говорится в отзыве ЦБ. Но у банковского сообщества есть ряд концептуальных замечаний. В предлагаемой схеме упрощенного банкротства нет обязательного контроля со стороны финансового управляющего за действиями должника, ведения реестра кредиторов, анализа финансового состоянии должника и выявления признаков преднамеренного банкротства, что при пороге 900 тыс. рублей создает дополнительные возможности для уклонения от возврата долга, отмечает ЦБ.

Законопроект снижает минимальный порог задолженности для упрощенной процедуры в 10 раз по сравнению с общей процедурой — до 50 тыс. рублей, что, по мнению банков, не соответствует текущим экономическим отношениям. Согласно законопроекту, инициировать упрощенную процедуру банкротства может только должник. ЦБ предлагает разрешить это и кредиторам, установить обязательный внешний контроль за ее проведением и исключить обязанность кредитора оплачивать все расходы в случае его отказа от упрощенной процедуры. Кроме того, по мнению ЦБ и банковского сообщества, нужно исключить конфликт интересов должника при самостоятельной реализации имущества и увеличить размер его административной ответственности за заведомо недостоверные сведения.

С начала работы института банкротств физлиц в октябре 2015 года несостоятельными были признаны 24 тыс. граждан, свидетельствуют данные Федресурса (bankrot.fedresurs.ru) на конец первого квартала 2017 года. Реабилитационные процедуры, включая реструктуризацию долгов, за этот период были введены в отношении 9 тыс. граждан. Число граждан, признанных банкротами, все еще составляет около 4% от общего числа потенциальных банкротов, подсчитанных «Объединенным кредитным бюро».

Проблема в том, что процедуры дела о банкротстве оказались недоступны для значительного числа должников, у которых не было средств на их проведение. Одной из проблем стало обязательное привлечение финансовых управляющих, которые запрашивают за свои услуги 150-200 тыс. рублей (сейчас по закону это стоит 25 тыс. рублей), отмечают разработчики законопроекта. Решить эту проблему должны были поправки в закон о банкротстве, дополняющие главу Х закона (Банкротство гражданина) новым параграфом — «Упрощенная процедура банкротства гражданина». Сейчас законопроект проходит согласование в Минфине, Федеральной налоговой службе, Минюсте и Центробанке.

Чтобы воспользоваться упрощенной процедурой, гражданину нужно будет соблюсти несколько условий: иметь долг в рамках 50-900 тыс. рублей, при этом в течение последних шести месяцев должно возникнуть не более 25% долга. Гражданин в течение года не должен совершать сделок по отчуждению имущества дороже 2 млн рублей и безвозмездных сделок по отчуждению имущества дороже 200 тыс. рублей, у него не может быть непогашенной судимости за умышленные преступления в сфере экономики. При этом с момента последней процедуры реализации имущества по упрощенной схеме должно пройти 10 лет и не менее 5 лет после реструктуризации долгов. Заявление на упрощенную процедуру сможет подать только сам должник.

Как сообщалось ранее, Минюст РФ выступил против отказа от участия арбитражного управляющего в упрощенной процедуре банкротства граждан и предложил переложить бремя оплаты его услуг на государство через механизм бесплатной юридической помощи для малоимущих граждан. Должник, попавший в такое положение, чаще всего оказывается неплатежеспособным, а значит, может рассматриваться как малоимущий (то есть потенциальный субъект бесплатной юридической помощи), говорится в отзыве Минюста.

Оставить комментарий