Сейчас за незаконные валютные операции также вводится административный штраф, величина которого, правда, не является критичной для участников незаконной операции. Это штраф для граждан составляет 1-1,5 тыс руб, а для должностных лиц – 5-10 тыс руб, для организаций – 50-100 тыс руб.
Штраф накладывается за осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании. Также незаконным действием является осуществление валютных операций, минуя уполномоченные банки или банки, расположенные за пределами территории РФ, превышение разрешенной к вывозу из РФ суммы наличной иностранной валюты и /или/ валюты РФ, осуществление валютных операций, расчеты по которым проведены, минуя банковские счета в уполномоченных банках, или счета /вклады/ в банках, расположенных за пределами территории РФ. Кроме того, незаконным следует считать осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены с использованием средств, зачисленных в непредусмотренных валютным законодательством РФ случаях на такие счета /вклады/ в банках, расположенных за пределами территории РФ, или с использованием средств на таких счетах /вкладах/, об открытии и об изменении реквизитов которых не были уведомлены налоговые органы, а равно списание и/или зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
В Минфине полагают, что нарушений в сфере валютных операций и операциях экспортно-импортного характера, предполагающих расчеты в валюте, будет меньше, если повысить величину штрафов за действия, идущими вразрез с положениями валютного законодательства РФ.
Согласно статье 25 173–его Федерального закона от 10 декабря 2003 г “О валютном регулировании и валютном контроле”, лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Ранее ответственность за нарушение валютного законодательства была установлена законом от 9 октября 1992 г “О валютном регулировании и валютном контроле”. Пункт 3 статьи 14 указанного закона содержал серьезную норму ответственности, согласно которой все полученное резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по недействительным в силу этого закона сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий подлежало взысканию в доход государства.
Уголовная ответственность устанавливается за такое валютное преступление как, например, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Ответственность наступает по статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. Согласно статье 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 млн рублей. Однако, уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства в РФ на практике применяется довольно редко. Так эти нормы были применены к Алексею Френкелю, которого обвинили в организации убийства первого зампреда Центробанка РФ Андрея Козлова /убит в сентябре 2006 г/. В ходе расследования его, кроме того, уличили и в валютных махинациях.
В то же время, если сумма невозвращенной иностранной валюты государству неким участником незаконной валютной операции будет меньше 5 млн рублей, то данное деяние будет квалифицироваться уже не по нормам уголовного законодательства, а по нормам административного права. Действующим законодательством предусмотрено сразу четыре состава административных правонарушений в сфере валютного регулирования. В частности, согласно части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г N195-ФЗ осуществление валютных операций без специального разрешения /лицензии/, если такое разрешение или лицензия обязательны, либо с нарушением требований, установленных специальным разрешением /лицензией/, а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами России, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 1/10 до одного размера суммы незаконной валютной операции. Теперь, как было сказано выше, Минфин предлагает установить нижнюю границу административного штрафа на уровне 75 проц от объема валютной операции, проведенной с нарушением.
В настоящее время в соответствии с основными правилами валютного регулирования на основании пункта 3 статьи 5 Закона N 173-ФЗ не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Дело в том, что согласно статье 6.1 Закона от 9 октября 1992 г “О валютном регулировании и валютном контроле” до вступления в силу Закона N 173-ФЗ была предусмотрена процедура получения разрешений Центробанка РФ на отдельные валютные операции. В этих индивидуальных для конкретных участников разрешениях расширялись их отдельные права в сфере валютных правоотношений. Например, разрешалось возвращать валютную выручку позже установленного законом срока или резервировать меньшую сумму денежных средств и т.д. Теперь эта практика запрещена, однако, ранее выданные разрешения действуют и регламентируются статьей 28 Закона N 173-ФЗ.
Между тем, если требуется разрешение на осуществление валютных операций, а предприятие не имеет такого разрешения и поставляет свой товар за границу через комиссионера, который имеет соответствующее разрешение и совершает валютные операции от лица предприятия, то предприятие будет привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.25 КОАП РФ. В этом случае, судебная практика подтверждает обязательность получения такого разрешения именно на предприятие. Данные правила действуют согласно специальным предписаниям /письмам Минфина/.
Вторым по степени распространенности является административное правонарушение в сфере валютных операций – это нарушения в части невыполнения в установленные законом /согласно части 2 статьи 15.25 КОАП РФ/ обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств. Эти нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 1/10 до одного размера суммы незаконной валютной операции. Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если будет доказано, что у него имелась возможность для исполнения обязанности ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в установленный срок, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по ее выполнению.
Согласно предписаниям Минфина РФ предприятие признается виновным по части 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если установлено, что указанное правонарушение совершено после того, как в контракт между предприятием и иностранным партнером внесены положения, ухудшающие позицию предприятия с точки зрения возврата иностранной валюты, а предприятие не предприняло ответных мер и не предложило внести в контракт дополнительные меры ответственности иностранного партнера /пеня, поручительство, банковская гарантия, страхование рисков/.
В условиях кризиса и ухудшения финансового положения участников валютных операций излишняя бдительность Минфина вполне уместна.
Не исключено, что Минфин актуализирует вопрос об увеличении штрафов за незаконные валютные операции намеренно, пытаясь, в определенной степени, предотвратить отток валюты из страны, зафиксированный с начала глобального кризиса. Сейчас, по заявлениям монетарных властей, ситуация на валютном рынке страны стабилизировалась. В частности, по словам заместителя министра финансов РФ Оксаны Сергиенко, чистый приток капитала в РФ в мае 2009 г составит около 2 млрд долл. Между тем, в Минфине и Центробанке полностью не отрицают того, что процесс девальвации рубля осенью может возобновиться, и в этом случае отток капитала из страны также может возобновиться.
Излишне напоминать о том, что возврат из-за рубежа незаконно вывезенных из России валютных средств, а также и пресечение незаконно вывоза валюты следует рассматривать в контексте антикризисной программы правительства, призванной стабилизировать экономическую ситуацию в стране в период финансовых неурядиц.
Валютные сделки в рамках экспортно-импортных операций предполагают участие таможенных служб в этом процессе. Схема таможенно-банковского контроля представляет собой прохождение базовой документации через уполномоченные банки и таможенные органы, которые принимают экспортный груз к оформлению при наличии в сопроводительных документах реквизитов валютного счета для перевода экспортной выручки. Таможенным органом проверяется код характера сделки, валюта платежа по внешнеторговому контракту, а также подписи и оттиски печати банка. ЦБ информирует ФТС о банках, потерпевших банкротство, подвергнутых принудительной реорганизации, лишенных банковской или валютной лицензии.
ФТС после недавно прозвучавшей из уст премьер-министра РФ Владимира Путина критики в адрес этого ведомства и его сакраментальный вопрос о том, “где посадки”, видимо интенсифицирует отслеживание чистоты валютных сделок, чтобы таковые “посадки” состоялись.
Как сказал ПРАЙМ-ТАСС бывший начальник Департамента внешнего долга Минфина РФ Андрей Черепанов, намерение Минфина бороться с “серыми” валютными операциями при помощи повышения штрафов за нарушения является не очень эффективным предложением. “Похоже, Минфин по-прежнему не исключает того, что вторая волна девальвации рубля в стране может произойти ближайшей осенью, и поэтому пытается всех загнать в рамки операций исключительно на российском рынке”.
Эксперт считает, что все меры того же Росфинконтроля по стабилизации ситуации на валютном рынке в период кризиса не являются эффективными. Несмотря на прекращение оттока капитала у экономических агентов банально нет денег на ведение внешнеэкономической деятельности. “Вот тот же Росфинмониторинг рапортует, что резко уменьшилась обналичивание средств. Но, позвольте, обналичка, как правило, используется в качестве меры по уходу от уплаты налогов. Но в период кризиса прибыли практически ни у кого нет, тогда о каком уходе от налогов через обналичку может идти речь. В условиях кризиса это не выгодно, а, кроме того, и опасно, так как могут поймать за руку”, – говорит А.Черепанов. “Я не готов сейчас фантазировать и говорить о том, что за ужесточением контроля за валютными операциями прослеживается мысль о том, чтобы вернуть отмененная в 2006 году норму о резервировании банками валютных средств. Хотя, если опасность очередного витка девальвации реальна, то Центробанк может вспомнить, как говорится, прошлое”, – рассуждает он.
По мнению эксперта если ситуация на валютном рынке страны в будущем “качнется”, то может быть на определенное время “восстановлена норма о том, что валюту можно будет покупать только под конкретные цели”. Но пока о таких драконовских мерах по ужесточению контроля над валютными операциями никто публично не намекал.