ФСФО России по проекту Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”

Позиция
ФСФО России по проекту Федерального закона
“О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”
по вопросам:

I. О формах государственного контроля (надзора) за саморегулнруемыми организациями арбитражных управляющих и арбитражными управляющими, не изъявившими желания вступить а члены саморегулируемой организации (индивидуальными арбитражными управляющими), при этом предусмотрев соответствующий государственный контроль на период создания и становления саморегулируемых организаций.

Одним из принципиальных разногласий между ФСФО России и Минэкономразвития России является вопрос о государственном контроле за деятельностью арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций. По мнению Минэкономразвития России, указанной контроль должен осуществляться судебными органами, причем в форме надзора (государственный судебный надзор). Иных форм государственного контроля не предусмотрено. Кроме того, Минэкономразвития России полагает, что финансовая ответственность арбитражного управляющего также является формой финансового надзора.

ФСФО России категорически не может согласиться с указанной позицией. По мнению ФСФО России, суды являются органами, осуществляющими правосудие, и, соответственно, не могут осуществлять государственные контрольные функции.

ФСФО России предлагает следующие формы государственного контроля.

1.1. В отношении обеспечения государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражными управляющими – их членами.

1.1.1 .Представляется необходимым утвердить постановлением Правительства Российской Федерации Стандарты деятельности арбитражных управляющих, а также стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Следует законодательно установить, что арбитражные управляющие и их саморегулируемые организации обязаны при осуществлении возложенных на них обязанностей руководствоваться указанными стандартами.

Принимаемые саморегулируемыми организациями стандарты деятельности должны соответствовать вышеупомянутым Стандартам деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также быть согласованы с государственным органом по финансовому оздоровлению и банкротству на предмет их соответствия Стандартам деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации,

1.1.2. Предлагается установить, что саморегулируемые организации могут осуществлять проверки арбитражных управляющих – их членов, но не реже одного раза в два года. Материалы указанных проверок деятельности арбитражных управляющих должны направляться в государственный орган по финансовому оздоровлению и банкротству, для формирования соответствующей базы данных об арбитражных управляющих.

1.1.3. Установить, что жалобы на нарушение арбитражными управляющими – членами саморегулируемых организации, стандартов деятельности данной организации подаются в саморегулируемую организацию, при этом организация должна проверить факты, содержащиеся в обращении, в течение двух недель с момента получения такого обращения и рассмотреть их на дисциплинарном комитете организации не позднее одного месяца с момента получения такого обращения.

1.1.4. Установить, что повторная жалоба на действия арбитражного управляющего (после ее рассмотрения саморегулирующейся организацией) рассматривается государственным органом по финансовому оздоровлению и банкротству на предмет соответствия Стандартам деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации. При этом соответствующая саморегулирующаяся организация обязана представить все запрашиваемые документы, касающиеся проведенной проверки арбитражного управляющего. В случае, если будут выявлены существенные нарушения в деятельности арбитражного управляющего, то государственный орган по финансовому оздоровлению н банкротству вправе обратиться в саморегулируемую организацию с представлением об исключении арбитражного управляющего из числа ее членов, которое подлежит обязательному рассмотрению, а также обратиться а арбитражный суд с заявлением об отстранении арбитражного управлявшего в случаях, если его действия грубо нарушают федеральные законы или нанесли убытки кредиторам или должнику.

При этом по мере становления и укрепления саморегулируемых организаций предлагается передать вышеупомянутые контрольные функции ФСФО России непосредственно саморегулируемым организациям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

1.1.5. В целях повышения ответственности арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций следует предусмотреть наделение государственного органа по финансовому оздоровлению и банкротству полномочиями органа государственного контроля в указанной области, а также предусмотреть право указанного органа на обращение в суд с заявлением о принудительной ликвидации саморегулируемой организации в случае неоднократного или грубого нарушения законодательства Российской Федерации указанной организацией.

1.2. В отношении обеспечения государственного контроля за деятельностью арбитражных управляющих, не являющихся членами саморегулируемых организаций.

1.2.1. Установить, что арбитражные управляющие, не изъявившие желания вступить в члены саморегулируемой организации, должны зарегистрироваться при государственном органе по финансовому оздоровлению и банкротству.

1.2.2. Установить, что государственный орган по финансовому оздоровлению н банкротству по жалобам и обращениям лиц, участвующих в деле о банкротстве, вправе проводить проверки арбитражных управляющих, зарегистрированных при нем, на предмет соответствия их действий законодательству и стандартам деятельности арбитражных управляющих, утвержденным Правительством Российской Федерации. При этом арбитражный управляющий должен предоставлять всю необходимую информацию и документы, необходимые для проведения проверки. В случае непредставления указанных документов и информации арбитражным управляющим, государственный орган по финансовому оздоровлению и банкротству вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей.

 

II. О требованиях к саморегулируемым организациям арбитражных управляющих и индивидуальным арбитражным управляющим (обязательное обучение и сдачи государственного экзамена, аттестация и членство в саморегулируемой организации) с учетом необходимого переходного периода.

2.1. Законодательно установить, что саморегулируемые организации должны иметь в своем составе не менее 1000 членов – арбитражных управляющих, обладать представительствами не менее чем в 45 субъектах. Российской Федерации, и также внести страховой депозит на случай причинения ущерба арбитражным управляющим – членом такой организации не менее 100 млн. рублей,

2.2. Установить, что арбитражные управляющие, не изъявившие желания вступить в члены саморегулируемой организаций, обязаны застраховать свою ответственность перед кредиторами не менее чем на 1 миллион рублей, а также зарегистрироваться при государственном органе по финансовому оздоровлению и банкротству.

2.3. Установить, что арбитражные управляющие, зарегистрированные при государственном органе по финансовому оздоровлению и банкротству, при исполнении возложенных на них обязанностей должны руководствоваться стандартами деятельности арбитражного управляющего, утвержденными Правительством Российской Федерации.

2.4. Установить, что для регистрации при государственном органе по финансовому оздоровлению и банкротству или вступления в члены саморегулируемой организации индивидуальные предприниматели должны;

– иметь высшее юридическое или экономическое образование, либо иметь иное высшее образование при наличии опыта руководящей работы не менее трех лет;

– сдать теоретический экзамен по программе антикризисного управления, утверждаемой государственным органом по делам по финансовому оздоровлению и банкротству;

– пройти стажировку в качестве помощника арбитражного

управляющего не менее одного года.

При выполнении указанных условий индивидуальный предприниматель получает аттестат, подтверждающий его правомочия по осуществлению деятельности и качестве арбитражного управляющего. Указанный аттестат выдается государственным органом по финансовому оздоровлению и банкротству в разрешительном порядке по предоставлении индивидуальным предпринимателем соответствующих документов.

В переходный период арбитражные управляющие, имеющие лицензию, выданную государственным органом по финансовому оздоровлению и банкротству, до окончания ее срока, проходят регистрацию и получают аттестат в государственном органе по финансовому оздоровлению и банкротству.

 

III. О возбуждении процедуры банкротства по искам кредиторов, чьи требования подтверждены судебными решениями, отмена которых служит основанием для прекращения процедуры несостоятельности (банкротства),

По мнению ФСФО России, в целях недопущения возбуждения дел о банкротстве по неподтвержденным требованиям следует установить, что дело о несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено только в случае, если требование кредитора подтверждено вступившим в законную силу решением суда, т.е. исполнительным документом и должник не исполнил указанные требования в срок, предусмотренный для добровольного исполнения требований кредиторов. При этом в случае отмены судебного акта, на основании которого было возбуждено дело о банкротстве до применения к должнику процедуры внешнего управления производство по делу о банкротстве прекращается.

 

IV. О критериях отнесения предприятий, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства, в отношении которых устанавливаются особенности процедур банкротства.

Минэкономразвития России и ФСФО России согласились, что к организациям, имеющим стратегическое значение для национальной безопасности государства относятся:

– естественные монополии;

– организации, являющиеся монополистами в производстве продукции оборонного назначения имеющей стратегический характер;

– организации. Для обеспечения, безопасности которых образованны закрытые административно – территориальные образования;

– организации, техногенные или экологические катастрофы на которых могут повлечь гибель людей, в том числе атомные станций, организации по производству специальных ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия, а также осуществляющие научно- исследовательские и опытно-конструкторские в указанных областях.

ФСФО России считает необходимым предусмотреть следующие особенности проведения процедур несостоятельности (банкротства) названных организаций.

4.1. Установить, что арбитражные управляющие, назначаемые

на названные организации, должны, соответствовать предъявляемым к руководителям таких организаций. При этом для назначения арбитражными управляющими на такие организации не требуется стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего, однако требуется опыт работы в соответствующих отраслях промышленности не менее трех лет.

При этом, арбитражный управляющий назначается на предприятие судом по представлению ФСФО России, согласованному с соответствующими министерствами (ведомствами).

4.2. Установить в соответствующих правовых актах ограничение гражданского оборота имущества, обеспечивающего функционирование таких организаций, а также предусмотреть продажу такого имущества, на торгах единым лотом, или в случае социальной значимости таких организаций, по конкурсу – с требованием трудоустройства работников такой организации.

4.3. Установить, что в случае, если прекращение функционирования или ликвидация организации может повлечь техногенные и (или) экологические катастрофы, а равно и гибель людей, арбитражный управляющий обязан вне установленной очередности финансировать проведение мероприятий по недопущению возникновения названных последствий. Для установления возможности или невозможности возникновения названных последствий по требованию органа, ответственного за предотвращение таких катастроф, арбитражный управляющий за счет средств должника обязан провести соответствующие виды экспертизы, а также подготовить план по недопущению названных, последствий.

 

V. О внесении поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации в части изменения очередности удовлетворения требований кредиторов, а также внесении необходимы изменения И дополнений в другие федеральные законы, связанные с законодательством о банкротстве.

5.1. ФСФО России считает необходимым внести изменений в Гражданский Кодекс Российской Федерации в части изменения очередности удовлетворения требований по обязательным платежам.

Вместе с тем ФСФО России считает противоречащим Налоговому и Бюджетному кодексу изменения, касающиеся возможности участия государства в мировом соглашении как противоречащей указанным документам. Представляется необходимым учитывать правовую природу требований по обязательным платежам в связи с чем исключить возможность заключения мирового соглашения при наличии непогашенных требований по обязательным платежам, В указанном случае предусмотреть возможность погашения задолженности по обязательным платежам должником, его учредителями либо третьими лицами с последующим заключением мирового соглашения.

5.2. Предлагаемые изменения в части обеспечения Контроля за саморегулируемыми организациями и арбитражными управляющими могут вступить в силу только после принятия соответствующего закона. Указанный закон при условии его внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в середине ноября 2001 года и с учетом его последующего обсуждения на профильном комитете Государственном Думы может быть в лучшем случае принят в декабре 2001 года только в первом чтении. Последующее его рассмотрение возможно только в весеннюю сессию Государственной Думы (март-июнь), в связи с чем закон в лучшем случае будет принят в июне 2001 Года. При этом осуществляемый в настоящее время государственный контроль за деятельностью арбитражных управляющих в форме лицензирования упраздняется с 9 февраля 2001 года.

В связи с изложенным для обеспечения контроля за деятельностью арбитражных управляющих и до принятия соответствующих изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” (новая редакция) предлагается на указанный период внести изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, предусмотрев сохранение лицензирования арбитражных управляющих до 1 февраля 2003 года, ФСФО России готово в кратчайшие сроки предоставить проект соответствующих поправок в названный закон.

Т.И.Трефилова

Оставить комментарий